понедельник, 13 сентября 2010
После чтения одной из лент новостей сообщества с фанфиками, захотелось бы поговорить о жанре AU и о том, не злоупотребляет ли автор им.
читать дальше Определимся с терминами. «AU» (от англ. Alternative Universal) — фанфик, в котором есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала. Например, фанфики о студентах Наруто Узумаки и Саске Учиха, Серас-войне в матроске, Леголасе в нашем мире, Тсуне-девочке (для меня эта версия канончнее
) - это типичные AU. Автор пишет о мире канона, в котором произошло что-то, чего в первоисточнике небыло. Или не произошло, а сами исходные были другие.
Некоторые "вероятности" возникают настолько часто, что уже стали поджанрами. Примерный список можно увидеть тут. Школьные/универские-АУ, вампирские-АУ, магические-АУ, гендерсвитч-АУ и прочее есть во многих фандомах. Например, в Наруто-фандоме количество всех этих школьных и университетских фанфиков просто зашкаливает. А уж как фанаты издевались над вселенной Гарри Поттера... Все, что могло, и половина того, что не могло произойти, о нем написали. Гарри рожал (как женщиной, так и мужчиной), был Гарриетой, был не-волшебником, был темным магом, был вейлой, демоном, эльфом или еще какой-то таинственной зверушкой или продуктом союза этой зверушки и человека. Его убивали, женили, околдовывали. Он перетрахал весь Хогвартс и окрестности (ну и ему тоже досталось). В мире его была диктатура Волдеморта, Малфлоев, Дамблдора, Поттера и разве что Живоглота тут не хватает. Поттер попадал в прошлое, будущее, да и в настоящем порезвился. В общем, АУ там есть всех мастей.
Сам жанр АУ мне достаточно интересен. В большинстве фандомов можно найти интересный вопрос с началом "А что если...". Я сама писала АУ, это может быть интересно. Мне нравятся истории, основанные на отклонении от сюжета. Есть просто шикарные примеры, когда АУ-шная вселенная приобретает популярность наравне с каноном. Это бывает редко, но бывает.
Но есть случаи, когда я считаю АУ лишним. Причем тут лишние не изменения, а сам канон. Больше всего я такое встречала в Наруто-фандоме, но и другим это не чуждо. Бывает ситуация, когда есть хороший сюжет, интересный язык, герои не картонные, повествование захватывает, и вот только один недостаток - героев зовут Наруто и Саске. Или Какаши и Ирука. Или Гарри и Драко. И вот это лишнее. Когда я натыкаюсь на такие фанфики, у меня возникает вопрос: "Зачем?". Почему автор не написал просто ориджинал, а захотел именно фанфик? При этом, от героя легко может остаться одно лишь имя. То есть по сути, это уже самостоятельное произведение, декотративно связанное с каким-то фандомом. Меня это действительно удивляет.
Почему автор делает из ориджинала АУ? Вызвано ли это тем, что автор привык думать о себе как фанфикере и поэтому не представляет себя вне фандома, вот и пишет привычные имена? Привычка - вторая натура. Вот и становится Коноха - научной лабораторией, а Хокаге - главным химиком. Или же так пытаются привлечь аудиторию? Дескать девочек, которые клюнут на ГарриДраку больше, чем поклонниц трагической любви Васи и Юры? А может автор придумал себе фанфик, а он как в процессе извернулся так хитро, чтоиз мальчика Тсуны получилась девочка?
Мне очень интересна Ваша точка зрения на жанр АУ. Есть желающие поболтать об этом?
@темы:
Мысли вслух,
Фанфики
Почему не свое, почему фанфик? Да потому что мне _вообще_ не нужно свое. Написать без ООСа фанфик можно только в стиле "Интегра стояла у окна и думала" (с) Мне же интересно загнать именно этих героев именно в эту ситуацию, которой не было и не будет в каноне, и посмотреть, как их характер поменяется (а это неизбежно).
Я не про ООС, я про АУ, причем про тот жестокий случай, когда от самого фандома - одно название. От ООС вообще откреститься сложно, потому что каждый понимает персонажа в меру личных тараканов. Для кого-то Интегра жесткая стерва, для кого-то придавленная долгом, но не сдающаяся дама, а у кого-то просто в меру циничная леди с авантюрным складом ума, которую ситуация особо не тяготит.
АУ - это когда у нас Хеллсинг - международная рекламная корпорация, сражающаяся с агентством Миллениум, директор которого любит пластические операции, за контракты парфюмерной компании. Интегра, которая съездила в Дублин, - это еще не АУ. АУ - это когда у нас Алукард и Виктория - оборони, а Док клепает фриков через генную инженерию, а не проклятие. Алукард в России - не обязательно АУ.
В случае с АУ, которые совсем АУ, как раз интересно посмотреть, как герои будут выкручиваться. В совсем АУшных АУ мне лично интересно как раз сохранить характер и изменить коренным образом обстановку. Это как куклы-одевашки из бумаги: хочешь, она у тебя в платье, хочешь - в бдсмном корсете)
1) в канонической вселенной случилось (или не случилось) одно конкретное событие, при том, что все прочее осталось прежним - обстоятельства, характеры героев, устройство мира. но дерево событий пошло разворачиваться по-другому ("эффект бабочки"). Самый трудный в проработке и потому редкий вариант.
2) каноническую вселенную заменяют полностью на нечто другое, персонажей оставляют с исходными именами и примерно теми же характерами, но дают им другие биографические обстоятельства. сюда же - фики-кроссоверы. встречаются относительно часто.
3) из канонической вселенной произвольно выбрасывают те факты, которые фикрайтеру не нравятся, включая черты характера, историю персонажа и т.п. Этот вид АУ наиболее распространен и , к сожалению, неразделим с ООС.